Корреспондент «ЭК» отправилась в курдское село Каскабулак, расположенное далеко в горах Жамбылской области. Совсем недавно новости, долетевшие из этого оазиса, встревожили всю республику.

Змейка серпантина уводит нас все дальше от трассы. Асфальтированная, между прочим, змейка. Гладкая, ровная. Асфальт появился здесь совсем недавно, в конце прошлого года. С тех пор путь в село Каскабулак сделался быстрым и приятным.

Мы ехали по новому асфальту, а вокруг возвышались горы. Суровые, кремнистые, обожженные солнцем. И ни зеленой травинки, ни цветочка, ни лепесточка – сплошной камень! А в грозных горах живут, конечно же, суровые горцы… Как-то они встретят нас?..

2.JPG

Внезапно монотонный пейзаж расцвечивается зеленью, перед нами возникает настоящий оазис! Каскабулак приветствует нас стрекотом кузнечиков, выводком гусей, скирдами сена во дворах опрятных домиков с белой штукатуркой. Чем дальше мы углублялись в село, тем диковиннее становилось, и вспомнилось почему-то про «город, тихий, как сон, в котором тепло»… Никаких тебе каменных заборов – простые, дощатые, а то и вовсе штакетники, из-за которых радушно кивают нам головками цветы нашего детства: мальвы, панские розы, золотой шар… В природе тихий час, и на улицах – никого. Разве что ребятишки, высыпавшие гурьбой из встречного дома, а потом (увидев фотокамеру) столь же стремительно заскочившие обратно во двор. «Застеснялись…» – улыбнулся наш спутник, житель этих мест. Но вот возле летней сцены (подобные, помнится, были в каждом пионерлагере), расположенной рядом с сельским клубом, за столиками на деревянных скамеечках сидят несколько мужчин. Похоже, нас ждут.

Массовых беспорядков мы не допустили

На днях Казахстан в очередной раз заставили вздрогнуть и насторожиться неприятные события, происшедшие в селе Каскабулак Таласского района Жамбылской области, где компактно проживают курды. 10 августа на село было совершен набег – точнее, «наезд» неких молодчиков на трех автомашинах. Каскабулак – не Кордай, стоящий на перекрестке всех дорог, а расположен вдали даже от областной трассы, не то что республиканской. Да и масштаб событий несопоставим: всего лишь несколько разбитых окон в пяти домах и в библиотеке, да поврежденная машина сельского акима. Тем не менее осадок остался. Что за негодяи напали на мирное село, жители которого ни сном ни духом не ведали об инциденте, происшедшем накануне в райцентре Таласского района городе Каратау. О нем нам рассказал начальник Таласского РОП Тимур Жанабаев, с которым мы встретились перед поездкой в Каскабулак:

– 46-летний бомж Алан Алиев, курд по национальности, ранее дважды судимый, встретился на школьном стадионе с жительницей Каратау по имени Маржан, вышедшей на поиски водки. Вместе они решили сообразить на двоих (надо сказать, что оба они стоят на наркологическом учете как хронические алкоголики). Совместная выпивка закончилась ссорой, которая переросла в драку. Их громкое выяснение отношений привлекло внимание соседей, те позвонили на 102, буяна задержали и водворили в ИВС. А потерпевшая на «скорой» была доставлена в районную больницу…

– Но каким образом бытовой конфликт двух асоциальных личностей привел к нападению на село? – спросила я. – Кто организовал этот вояж в Каскабулак? Не было ли и здесь, как в кордайских событиях, провокационных SMS-сообщений?

4.JPG

– Мы пытались найти зачинщика, задержали 25 человек, из них потом осталось 14, – ответил Тимур Жанабаев. – Остальные – те, что, не доехав до села, развернулись обратно, были отпущены. Самое интересное, что никто из задержанных не мог толком объяснить, зачем они поехали в Каскабулак. Говорили, что все произошло спонтанно. Услышали об инциденте между курдом и казашкой (Каратау – город маленький) – и помчались в курдское село выплескивать свои эмоции. В ночь с 10 на 11 августа они на трех машинах въехали в Каскабулак, стали бить стекла в домах, кто-то ударил акима села, который пытался их образумить. Но аким не растерялся, тут же позвонил в полицию. Время было без двух минут час ночи. Я еще находился на работе и вместе с опергруппой и патрулем срочно выехал в Каскабулак. Молодчиков мы встретили на дороге, когда они уже убегали, «натворив делов». Блокировали их машины с двух сторон, пересадили всех задержанных в минивэн, а их транспортные средства водворили на штрафстоянку. По факту случившегося проводится досудебное расследование по статье «хулиганство», семеро подозреваемых, до этого водворенные в ИВС и СИ-13, сейчас освобождены судом под залог. Вы спрашиваете, кто они, эти хулиганы? В основном неработающая молодежь в возрасте от 20 до 23 лет. Безделье и недостаток воспитания толкнули их на противоправные действия.Обратите внимание, что от звонка акима до задержания прошло всего 7–8 минут! – включается в разговор первый заместитель начальника ДП Жамбылской области Бахыт Ратаев. – После Кордая мы полностью пересмотрели порядок выезда на подобные происшествия. Во-первых, усилили мобильность – она выросла примерно на 80%. И к тому же изменили тактику: теперь важной составляющей оперативных мероприятий является локализация местности. Новый подход к пресечению противоправных действий дал положительный результат: массовых беспорядков мы не допустили. Мне самому хватило часа и 15 минут, чтобы добраться из областного центра до места происшествия. В селе уже была тишина, народ спал. Людям был возвращен покой и порядок. Тем не менее мы усилили патрулирование, и сейчас к участковому приставлен дополнительный патрульный экипаж.

Таково было реагирование на события правоохранительных органов. Реакция властей тоже последовала незамедлительно: в тот же день в район приехал аким области Бердибек Сапарбаев, встретился с жителями села, чей добрый нрав и трудолюбие он, по его словам, всегда ставил в пример, успокоил их, заявив, что молодые бездельники, нарушившие закон, ответят по всей строгости. При этом подчеркнул, что необходимо беречь самое дорогое, что у нас есть – мир и согласие в обществе. Присутствующие на встрече родители хулиганов каялись и просили прощения за своих детей.

Политика открытых дверей

5.JPG

…Скамейки перед сценой постепенно заполнялись людьми. В основном это были солидные мужчины – по неписаным горским законам женщины и молодежь не должны встревать в разговоры старших. А разговор у нас серьезный: об этносе, о сельской жизни. Честно сказать, не знала, что наши жамбылские курды живут в этих краях уже почти век. В 1937 году их депортировали сюда из Нахичеванской Автономной Республики Азербайджана. Порядка 100 семей поселили в Таласском районе, в равнинном селе Уюк. Но курды сами захотели уйти подальше в горы – видимо, чтобы создать условия, близкие к тем, что имели у себя на родине, – и основали село в самом сердце гор. Сейчас в Каскабулаке проживают 1 186 человек. А именно – 1 185 курдов и один немец.Да, поселок этот основали наши деды, сейчас их уже нет на этом свете, – рассказывает старожил села Сулхадин Мустафаев. – Эта земля стала нам второй родиной. Уже несколько поколений вышло в жизнь из этих гор. Горные кручи подвигали наш народ штурмовать вершины образования и науки. Четыре академика вышли отсюда: химики Надыр Надыров и Гульгусейн Мусаев, экономист Махмуд-Эмин Мустафаев, биолог Сулхадин Касымов, а еще три кандидата наук и 760 человек с высшим образованием. Основное занятие наших сельчан – скотоводство, откорм животных. У нас в общей сложности 17 тысяч овец и коз, 750 голов крупного рогатого скота, 62 лошади и 14 ослов. Скот выпасаем на дальних пастбищах, поочередно. Но есть в селе и свой управленческий и бюджетный слои: 20 человек работают в акимате, 40 – школьные педагоги, пятеро – клубные работники, по семь человек трудятся в медпункте и ветеринарии. Все остальные пасут и выращивают скот, в том числе и работники умственного труда. Курдский народ – труженик, никто не сидит без дела. Встречаются, конечно, и маргинальные личности, но это как и везде – в семье не без урода.

6.JPG

Наш собеседник без бумажек сыплет цифрами – недаром 10 лет был акимом села. А до того почти три десятилетия работал директором школы. Еще с советских времен избирался депутатом районного совета, затем – раймаслихата. Сейчас на заслуженном отдыхе. Интересно, что он думает о происшедших событиях?

– За последние 10 лет в селе не было зарегистрировано ни одного преступления, и до этого случая у нас даже двери никто не запирал, – продолжает пенсионер. – Если кто-то из наших парней даже плохое слово скажет – это позор для его семьи. Поэтому, конечно, ночной приезд сюда каких-то людей с недобрыми намерениями, тем более после событий в Кордайском районе, вызвал шок у всех жителей села. Спасибо, полиция и власти среагировали оперативно и не допустили бесчинств. А в чем корни этого хулиганства? Аким области правильно сказал: это все от безделья и недостатка воспитания. Между прочим, жители соседнего казахского аула Есейхан были не меньше нашего возмущены ночной вылазкой распоясавшихся молодчиков и говорили нам: «Что же вы нас не позвали? Мы бы это хулиганье быстро в чувство привели!» Но я считаю, что все должно решаться законными методами. Мы ведь правовое государство, и Конституция у нас одна, и там не прописано, что этот – казах, этот – грек, этот – курд. Мы единый многонациональный народ Казахстана и перед законом все равны.

Что происходит сегодня в Каскабулаке?
Жамбылским властям и полиции и удалось пресечь беспорядки и стабилизировать обстановку в Таласском районе

– Я тоже не перестаю задавать себе вопрос: из-за чего это произошло? Ведь в одной стране живем! – вступает в разговор аким Каскабулакского сельского округа, состоящего из одного села, Жардис Усейнов. – Когда мне позвонил сторож с водозаборной станции и сказал, что в село въезжают несколько посторонних машин без номеров, можете представить мое состояние? Я дал команду, чтобы никто не выходил из домов, а сам на служебной машине с водителем поехал на разведку. Действительно, возле улицы Байтерек толпились полтора десятка незнакомых парней. «Ребята, вы что здесь делаете?» – спрашиваю у них. В ответ в машину полетел град камней… А до этого они уже побили стекла в домах. Впрочем, хулиганы быстро удалились, видимо, почувствовали приближение полиции. Случай, конечно, беспрецедентный, но их быстрое задержание послужит уроком тем, кто вынашивает планы совершить что-то подобное. Мы дорожим спокойствием в нашем селе и ценим поддержку властей: недавно нам заасфальтировали три улицы, строится мост через реку, а в следующем году нам по плану должны подвести газ. Но и мы не нагружаем бюджет: из наших жителей никто не получает пособий, все зарабатываем своим трудом. При этом сохраняем свои культуру, язык и традиции. Живем – никому не мешаем, дружим со всеми нациями. Надеюсь, происшедшее заставит начальников там, в верхних эшелонах власти, по-другому посмотреть на молодежную политику и усилить интернациональное воспитание молодежи.

Идеология совместного жития

Как занять работой молодежь и усилить воспитание – об этом говорили практические все, с кем я встречалась в Таласском районе. Но, кстати, перед поездкой у меня состоялась еще одна беседа – с вице-президентом ассоциации курдов Казахстана «Барбанг», членом Ассамблеи народа Казахстана Латифом Айдаровым. Он сразу после каскабулакских событий выступил с обращением, в котором прозвучали главные для всех подобных ситуаций слова: «У преступления нет национальности! Недопустимо придавать спорам и конфликтам на бытовой почве между отдельными гражданами характер межэтнической проблемы! Отвечать за свои противоправные действия каждый должен сам. Нельзя винить народ. Толерантность и патриотизм должны быть превыше всего».

7.JPG

Это уже какая-то тенденция пошла: кто-то с кем-то повздорил по самому ничтожному поводу, из-за пустяка, а вокруг сотни голосов уже кричат: ах, ох, межнациональный конфликт! С таким подходом мы далеко не уедем! – рассуждает Латиф Айдаров. – Наверное, пора разобраться, почему это происходит. Все эти годы наша политика была направлена на становление государства, и за 30 лет страна добилась колоссальных успехов, высок авторитет Казахстана на международной арене. Но мы вместе – и государство, и гражданское общество – на этом пути упустили очень многое в воспитании подрастающего поколения. Постоянные непонятные реформы в образовании дали свои результаты, к сожалению плачевные. В общем вале преступности большая доля – это молодые люди в возрасте до 35 лет. Не пора ли серьезно над этим задуматься?

В советское время в партийных структурах обязательно имелись сектора межнациональных отношений, продолжает Латиф Айдаров. Хотя уж с этим в Стране советов все было в порядке. Но, может, потому и было, что власти придавали этим отношениям большое значение! В школах и вузах действовали клубы интернациональной дружбы. А мы сейчас в лучшем случае говорим о толерантности, то есть о терпимости, а пропаганду дружбы народов отодвинули на задний план. Кто у нас занимается интернациональным воспитанием и занимается ли? Спроси сейчас у любого школьника, что он знает о народах, населяющих Казахстан, их культуре, обычаях – сомневаюсь, что кто-то расскажет больше, чем о своей нации и двух-трех других, наиболее многочисленных. И это наше упущение. Но ведь коль у нас многонациональное государство, то и внутренняя политика должна строиться с учетом этой нашей уникальности. У нас должна быть выработана идеология совместного жития. В советское время ведь не было такого: «эй, курд!», «эй, казах!». Говорили: «эй, брат!». И это было правильно. То есть казахстанский патриотизм, по моему мнению, должен зиждиться на интернационализме. А этим в первую очередь должна заниматься школа. Безусловно, «Нур Отан». И уж конечно, это самая прямая обязанность Ассамблеи народа Казахстана, у которой последнее время появились перекосы в сторону занятия благотворительностью. Дома дружбы постепенно превращаются у нас в благотворительные конторы. Но разве в этом их предназначение? Разве для Ассамблеи не главное – душа человека, его внутренний мир и развитие каждой нации в гармонии с другими?

Для меня эти размышления выстраданы собственной судьбой. Мой отец – курд, в 15-летнем возрасте он был депортирован в Казахстан. Мама – русская, после войны ее, молодого врача, направили работать в Казахстан в Сарысуский район, где ощущалась острая нехватка кадров. Мои сестры, брат и я родились в доме, который предоставила моим родителям казахская семья Ахатовых. Моя супруга – немка, зять – казах из древнейшего рода жалаир. И я всегда с гордостью рассказываю всем, что у меня есть дедушка-казах, дедушка-курд и русский дедушка.

8.JPG

Мы, курды, потомственные скотоводы, на этой благословенной земле получили развитие нашего народа. В течение последних трех лет в места компактного проживания курдов в нашем регионе государство инвестировало более 2,5 млрд тенге. Появились новые школы, спорткомплексы, больницы, дороги, коммуникации. И это, я считаю, не просто инвестиции в инфраструктуру, а вложения в основной капитал – в народ Казахстана.

И когда сегодня события в Каскабулаке некоторые горе-политики, а по сути самозванцы, используют для того, чтобы заработать дешевый авторитет, внести своими публикациями раскол в отношения между казахами и курдами, я могу на это ответить, что легко критиковать «из-за бугра». Таким я хотел бы посоветовать оппонировать честно и глядя нам в глаза. Не получится внести раскол в многолетнюю дружбу! Мы просто не позволим раскачать ситуацию. Я и люди моего поколения сделаем все, чтобы наши дети и внуки жили счастливо под ясным и солнечным небом, без оглядки на то, какой они национальности. Давайте будем выше эмоций. Ведь, в конце концов, все мы в Казахстане братья и сестры!

Как прекрасен этот мир, посмотри!

9.JPG

Уже собираясь в обратный путь, мы прошли мимо утопающего в мальвах акимата, простенькое здание которого отличалось от окрестных домишек только госсимволикой, и вышли к обрыву. Где-то далеко внизу струилась речка, в ней плавали гуси, на берегу пасся конь. А с левой стороны от шаткого мостика громоздились огромные серо-бурые валуны. И это был поистине неземной пейзаж. Боже, подумалось, какое великолепие: эти суровые горы, и простые, скромные люди, живущие в согласии с природой, и каменные глыбы, и нежные мальвы, и ослик, катающий ребятишек по пыльной дорожке, идущей из самого детства… Все как-то улеглось в пространстве и застыло во времени… И ведь другого такого места на целой планете нет! И такого соцветья цивилизаций, культур, традиций, языков ведь нигде почти больше не встретишь, кроме как у нас в Казахстане. Вот мы все ищем «казахстанскую идею» и никак не найдем. А ведь все просто: любить свою землю с ее неповторимыми ландшафтами и уникальными этносами, связанными одной судьбой. Жить в дружбе друг с другом и в гармонии с природой…

Фотоматериалы © Ольга Щукина