Чатуев Нажмадин Ахмедович родился 18 декабря 1931 года в Нахичеване, Азербайджанской АССР. Детство Нажмадина было безмятежным – все дела по дому брали на себя его пять сестер, оставалось предаваться только детским играм и шалостям. Современники вспоминают жизненный и трудовой путь дедушки Нажмадина, который неотделим от судьбы родного народа.

В середине ноября 1937 года утром в город приехали советские солдаты. Отца Нажмадина Ахмеда военные с оружием в руках не выпустили из дома, когда тот хотел проведать своего брата, живущего рядом. Люди с тревогой смотрели из окон своих домов на происходящее, не понимая, в чем они провинились. Потом приехали грузовики и всех мужчин, парней увезли неизвестно куда. Потом в грузовики посадили женщин, стариков и детей. С собой, сказали, ничего не брать.

«Обидно было за собак, жалко их. Они пытались запрыгнуть в кузов. Тянулись к своим хозяевам, жалобно скулили, бежали за грузовиками. А солдаты расстреливали их в упор. На глазах у детей», — Нажмадин Ахмедович помнил это, хотя тогда ему было всего шесть лет.

Курдов повезли на станцию Араздаян, что на границе Армении и Азербайджана. Через полтора часа, когда привезли жителей еще с двух сел и мужчин с Нахичевана, всех рассадили по товарным вагонам, в которых возили скот. По три-четыре семьи в каждый вагон.

Куда и зачем везут, солдаты не говорили. В этом же эшелоне была и будущая супруга Нажмадина Ахмедовича Шушан, ей всего было 9 дней отроду.

Ехали люди примерно 18-19 дней. В начале декабря их привезли в Казахстан, на какой-то станции высадили, а потом на грузовиках километров 20 до села Баканас Алматинской области. Уже было холодно, а люди все были в легкой одежде. «Стоим, дрожим от холода. Подошли к нам мужчины местные. Они не понимали курдского, мы не понимали казахского, но общий язык все равно нашли. «Мусульмане?» — громко один из них спросил. Наши закивали головой — «мусульмане, мусульмане». И тогда он дал указания — каждый забрал к себе две семьи. Нам дали теплую одежду, сварили мясо, напоили сорпой, горячим чаем. Заботились о нас. Но хлеба у них не было, что было для нас было странно. Только мясо. Ловили диких кроликов, зайцев. У каждого на чердаке 50-60 тушек было. Делились с нами тем, что ели сами».

Все население, проживавшее в то время в ауле, крепко сдружилось благодаря взаимоуважению и общему труду. Отец, Чатуев Ахмед Лалаоглы, работал рабочим в полеводческой бригаде. Мама, Чатуева Кудрат, вела домашнее хозяйство.

Но люди не могли долго находиться в таком положении, надо было самостоятельно обустраивать свою жизнь. В апреле 1938 года отец Нажмадина и еще пятеро мужчин приехали в село Каучук (сейчас село Мухаметжана Туймебаева, Ащибулак) Илийского района Алматинской области. Возможностей здесь было больше, хлеб есть, работа. Вернулись назад в Баканас и стали готовиться к переезду.

Когда семьи приехали в Каучук, местные власти оказали им помощь – выделили материалы для постройки дома. Жизнь потихоньку налаживалась: родители работали в колхозе, сеяли каучук, дети учились в школе. При этом они находились под присмотром комендатуры. Каждую неделю из Талгара, тогда он был районным центром, приезжали военные, чтобы проверить, все ли курды на месте. У каждого члена семьи были специальные документы, которые давали право проживать только в селе Каучук.

Нажмадин, как и все дети военного времени, несмотря ни на какие трудности, старательно учился в школе. После в совхозе сменили директора, им стал Голоскоков Петр Иванович. Его сын Юра с Нажмадином учился в одном классе. А в школах в то время было только семь и девять классов. В школе нашего героя было семь, а дальше надо было ехать в Алма-Ату или Бурундай (сейчас Боралдай), а выезжать то из родного Каучука Нажмадину было нельзя по известным уже причинам.

«Учится дальше мне очень хотелось, школу я окончил на «отлично». И тогда Петр Иванович устроил меня и Юрку в алматинскую школу №27 имени Владимира Ильича Ленина, находилась она на углу улиц Сейфуллина и Шолохова, школа была для мальчиков, там же был интернат. Окончили там с Юркой восьмой класс, А в девятом классе нагрянула комиссия с проверкой, и выяснили, что мы там лишние: «Это школа для детей железнодорожников, как вы здесь оказались?» — вспоминал Нажмадин Ахмедович.

Юрку отец перевел в другую школу, а Нажмадину пришлось ехать в Бурундай. Нелегально. Директор средней школы № 79 имени Н. Островского Мирошин, поговорив с его отцом и, убедившись в большом желании подростка учиться дальше, принял Нажмадина.

После окончания школы №79 п.Боралдай, Чатуев блестяще сдал вступительные экзамены в летное военное училище под Москвой, но мечте не суждено было сбыться: в 1950 году мандатная комиссия исключила талантливого юношу из училища, потому что его родители были депортированными. Обладая стойким, целеустремленным характером, Нажмадин поступил в КазГУ, на факультет журналистики. Но вновь его мечте не удалось сбыться, потому что из-за нехватки в послевоенное время учителей русского языка и литературы отделение журналистики было заменено на педагогическое.

Проучился он там два года, а на третий год из Москвы пришел приказ сделать из отделения журналистики отделение русского языка и литературы — учителей не хватало. После окончания университета его направили на работу в Киргизию.

В 1956 году семья Чатуевых переехала в Киргизию, где в городе Ош настойчивый Нажмадин окончил Государственный педагогический институт, а затем Высшую партийную школу. Через некоторое время он вновь оказался в Казахстане. Трудился в Алматинской средней школе №137, работал учителем русского и немецкого языков в средней школе №19 Ащибулакского сельского округа. Истинный патриот, он обучал детей и курдскому языку тоже, чтобы не прервалась связь его народа с историческим прошлым.

«Преподавал в Киргизской ССР я тогда в средней школе имени И.В. Панфилова, через год взяли в райком партии этого района – в отдел пропаганды и агитации. Тогда мода была такая – учителя уходили в партийные работники. Но я попросил, чтобы мне оставили часы, так что в субботу я проводил уроки в школе. А после Ферганских событий 1989 года я вернулся в Казахстан. Так и живу здесь до сих пор».

«Хоть и не сбылась мечта стать лётчиком, сейчас мне жаловаться не на что, — говорил Нажмадин Ахмедович. – У меня семеро детей — два сына и пять дочерей. Старший окончил школу с золотой медалью, в Москве окончил Академию управления имени Серго Оржоникидзе. Тогда его уговаривали остаться, на что он ответил: «я поеду в свой Казахстан, мой отец мне говорил — «не плюй в колодец, из которого пьешь воду».

47 лет заслуженный учитель Казахстана и Киргизии посвятил преподаванию в школе — русский язык, литература, немецкий язык. А еще он свободно говорит на казахском языке.

«Когда казахи проявили заботу, Казахстан стал нашей родиной. Когда умирал мой отец, он сказал: из Казахстана не уезжайте и своим детям не разрешайте. Работайте, служите этой стране. Мы обязаны отдать долг стране, которая сохранила нам жизнь. Как заместитель председателя совета ветеранов, я выступал перед учащимися в школах, техникумах, университетах и всегда красной нитью через моё выступление проходит дружба: прошу вас, берегите самое главное наше богатство — дружбу народов. Цените дружбу с казахским народом, цените казахскую землю!».

Наш герой прошел долгий и трудный путь от малыша из депортированной семьи курдов до заслуженного учителя Казахстана, учителя высшей категории, ветерана педагогического труда, кавалера ордена Трудовой Славы, обладателя многих памятных медалей: «К 100-летию рождения В.И.Ленина», «К 70-летию Великой Отечественной войны» и др.

Званий и регалий у этого уважаемого человека много, но достаточно сказать, что в нашем районе его знают и ценят как наставника. Что касается самих курдов, то для них он, несомненно, является большим авторитетом и примером того, как благодаря целеустремленности и плодотворному труду можно воплотить в жизнь самые смелые мечты.

Его педагогический стаж насчитывает около полувека. Когда аксакал появлялся на улице, жители Илийского района приветствовали его самыми для него дорогими словами: «Здравствуйте, Учитель!» К этому человеку приходили за советом молодежь и убеленные сединой старики, потому что знали: он рассудит по справедливости. Многолетний опыт общения с людьми разных национальностей, социального статуса придал его облику необыкновенную теплоту.

Нажмадин Ахмедович всегда относился к чужой беде как к своей, старался помочь всем, ибо сам знал цену счастью. По его мнению, курдский народ выстоял благодаря терпеливому характеру, мудрости и стойкости. Много лет понадобилось выжившим, чтобы найти разбросанных по районам Казахстана родственников.

В настоящее время в мире проживает около 50 миллионов курдов, из них в Казахстане – около 50 тысяч. В этом году курдская диаспора отметит 85-летие проживания в Казахстане. Н.А. Чатуев отмечал: «Сегодня жизнь курдов сильно изменилась в лучшую сторону во всех сферах жизни. Это свидетельствует о том, что мы живем в демократическом, правовом государстве, где все национальности равны. Поэтому хотелось бы отметить, что мы должны решать задачи, вытекающие из Послания Главы государства народу Казахстана, которые непосредственно касаются каждого казахстанца, в том числе и нас, курдов. Я полностью согласен с нашим Президентом, что необходимо знать четыре языка: казахский, русский, английский и свой родной. Не устаю говорить об этом молодежи при встречах, своим детям и внукам. Главное для меня – быть человеком, посвятить свою жизнь дружбе между народами, чтобы на нашей земле всегда был мир. Я твердо убежден: Родина там, где ты родился!»

С любимой супругой Шушан в этом году они отметили 72 года совместной жизни в окружении дочерей Светланы, Ларисы, Прузы, Эльмиры, Зайнав, двух сыновей – Ахмеда и Махмеда, 22 внуков и 14 правнуков. Наш герой до последних дней принимал активное участие в жизни села, района, Алматинской области, возглавлял Совет ветеранов Ащибулакского сельского округа.

Нажмадин Ахмедович посвятил всю свою жизнь всестороннему развитию и деятельности курдского этноса. До последних дней жизни, наряду с трудовой деятельностью он вёл активную общественную работу, чем внёс неоценимый вклад в развитие курдского этноса в странах бывшего СССР, включая укрепление общественного согласия, развитие и сохранение курдского языка и культуры, вопросов образования, самобытности, возрождения и укрепления народных ценностей и традиций, организацию и проведение культурно-массовых мероприятий, в том числе под эгидой Ассоциации «Барбанг» и Ассамблеи народа Казахстана.

Наряду с этим, Нажмадин Чатуев всецело способствовал дружбе народов и укреплению межэтнического согласия, а также всестороннему развитию курдского этноса. Настоящий пример для молодого поколения и семьянин, Нажмадин Ахмедович продолжал неустанно уделять значительное время развитию и воспитанию молодого поколения.

Он останется в нашей памяти высокопрофессиональным педагогом, признанным общественным деятелем, патриотом своего народа и страны! Мы уверены, что его незаурядный талант, профессионализм и жизненный опыт останутся настоящим примером для молодого поколения.

Ассоциация «Барбанг» курдов Казахстана выражает искренние соболезнования семье, детям и внукам, родным и близким Чатуева Нажмадина Ахмедовича. Разделяем их горе, скорбь и печаль.

Rehma Xwedê lê be, cîyê wî cinet be!
Иманды болсын, жаны жанатта болсын!

PS: Материал составлен на основе архивных данных, статьи на портале tengrinews.kz и в газете Іле Таңы под авторством Жанар Дауренбековой, а также из воспоминаний Нажмадина Ахмедовича Чатуева.

Памяти Нажмадина Ахмедовича Чатуева (18.12.1931-03.06.2022)
Памяти Нажмадина Ахмедовича Чатуева (18.12.1931-03.06.2022)
Памяти Нажмадина Ахмедовича Чатуева (18.12.1931-03.06.2022)